Статьи

Аутстаффинг: План Б


«Арендую начальника. Дорого». Похоже, подобные объявления скоро станут обычным делом! В России пускает корни аутстаффинг, или, как его еще называют, заем персонала. Своим взглядом на услугу аутстаффинга поделилась Екатерина Карпенко, руководитель рекрутингового агентства ТИРС, эксперт в сфере HR.


Первый и основной вопрос: чем аутстаффинг отличается от аутсорсинга?

Аутсорсинг – это вынесенная функция. Вы передаете определенной независимой от вас компании какую-то конкретную задачу: клининг, курьерскую доставку, бухгалтерский учет и так далее. В данном случае бухгалтеры и курьеры работают на аутсорсинговую компанию, и уже эта компания оказывает вам услуги. Аутстаффинг – это немножко другое. Это система, при которой персонал трудится внутри вашей компании, но оформлен в штате специального агентства-аутстаффера. Работает, скажем, продавец в вашем магазине, подчиняется вашим правилам, носит вашу спецодежду. Но трудовой договор у него заключен с фирмой-посредником. Аутстаффинг удобен тем компаниям, кто хочет сократить свои затраты на администрирование персонала, но чьи сотрудники не могут выполнять свои функции удаленно. Грубо говоря, это вынесенный HR-отдел. Для нашего уха это пока звучит странно. Но на Западе такая форма трудовых отношений активно практикуется уже несколько десятков лет.

Наша страна впервые познакомилась с этой технологией примерно в 2006-м году с легкой руки зашедших на рынок международных компаний. Но популярность у работодателей она начала набирать лишь в последние годы. В первую очередь потому, что усилился прессинг со стороны контролирующих органов. В 2016-м, например, в разы увеличились штрафы за незаключение или неправильное заключение трудовых договоров, за неправильный расчет и задержку выплат заработной платы. Штрафы доходят до ста тысяч рублей! А за нарушение норм охраны труда можно заплатить до нескольких сот тысяч.

Выведение работников из штата компании позволяет не платить зарплату? Или снимает ответственность за нарушение норм охраны труда?

Конечно, нет. Мы исходим из того, что нарушения происходят не по злому умыслу, а по незнанию. Функции специалиста по кадрам у нас нередко выполняют бухгалтеры или секретари. Вероятность ошибки в оформлении документов у таких непрофильных совместителей очень высока. А грамотная аутстаффинговая компания имеет юристов, кадровиков, других специалистов. И именно на них ложится ответственность за соблюдение законов.

Сегодня такая модель трудовых отношений актуальна еще и потому, что многие компании переходят на проектную работу. Полгода предприятие занимается одним проектом и нуждается в одном штате специалистов, а на следующие полгода штат полностью меняется. И ведь со всеми нужно грамотно и по закону расстаться! Если вы работаете с компанией – аутстаффером, все хлопоты по найму и увольнению она берет на себя. Вы просто регламентируете процесс, обозначаете, когда и какие специалисты вам необходимы.

А интересы работников в данном случае не страдают?

Наоборот. Агентство, как правило, заранее знает, на какой срок предоставляет компании того или иного работника, и к окончанию договора старается трудоустроить его на другом предприятии. К тому же, оформляясь через аутстаффинг, работник получает все права, гарантированные ТК: «белую» зарплату, пенсионные отчисления, оплаченный отпуск и так далее. Кстати, для некоторых компаний-работодателей именно это является сдерживающим фактором.

Если обратиться к трендам современного рынка труда, то мы заметим, что

— Несмотря на кризис, в стране остро стоит вопрос нехватки квалифицированной рабочей силы.

— В условиях падающего рынка потери могут быть на любом этапе: рецепшн, охрана, служба консультантов. Как следствие - повышается ценность сервисных позиций, которым раньше не уделялось должное внимание.

— Среди добросовестных работников все большее значение приобретает бренд работодателя. И складывается он, прежде всего, из отношения к персоналу. Грамотное оформление, соблюдение ТК, защита интересов работника внутри компании (адаптация, возможность роста и перемещения по горизонтали, обучение), корпоративная культура. О своевременной выплате заработной платы я и не говорю.

Неужели наши работодатели не пытаются использовать такие агентства, чтобы, наоборот, снять с себя ответственность и продолжать нарушения чужими руками?

К сожалению, такие прецеденты были. Но все не так просто. До недавнего времени в нашей стране не было поправки в трудовой кодекс, регулирующей заёмный труд. Это, действительно, развязывало руки недобросовестным посредникам: персонал нанимался без оформления и «сдавался» заказчику за бесценок. Понятно, что низкая цена как раз и складывалась в результате экономии на правах работника – на тех же налоговых отчислениях, например. Но даже тогда в случае возникновения трудового спора грамотный юрист мог доказать, кто являлся фактическим работодателям, с кем на самом деле у сотрудника были трудовые отношения. В результате нанимателю приходилось нести ответственность за своего посредника, выплачивать штрафы, компенсировать ущерб работнику - то есть, по сути, платить дважды.

Сейчас ситуация ужесточилась. С января 2016 года такое понятие, как аутстаффинг или заемный труд, официально существуют в трудовом кодексе. И заниматься этим видом деятельности могут только агентства, аккредитованные при Роструде. Кстати, мы одни из первых получили аккредитацию в нашем регионе. Для внедрения на предприятии аутстаффинга нужно какое-то обоснование – например, расширение штата в связи с новым проектом или сезонный характер работ. По закону, условия работы сотрудника, принятого на аутстаффинг, не должны быть хуже, чем у сотрудников в основном штате. Должны сохраниться рабочее место, система оплаты труда, все положенные выплаты - за выслугу лет, за стаж, за вредность. В дополнение к трудовому договору с работником обязательно заключается соглашение, которое доказывает информированное согласие сотрудника на условия перевода.

К типичным нарушениям ТК можно отнести такую ситуацию. Работает в организации колл-центр. И вдруг компания переводит всех операторов на некое ООО с договором оказания колл-услуг, и вместо бессрочного трудового договора заключает с ними договор гражданско-правовых отношений. Мало того, что договор из бессрочного превращается в гражданско-правовой, то есть оказания услуг, так еще у сотрудников исчезают оплаты отпускных и больничных. Налицо нарушение прав работников при выводе из штата. Работники в таком случае должны обратиться в трудовую инспекцию, и ответственность по результатам проверки будут нести как работодатель, так и аутстаффер. Даже если работодатель будет уверять, что не предполагал, какие именно договоры заключены у сотрудников с этим ООО.

То есть, у нанимателя не получится просто сбросить с себя все хлопоты по оформлению свои работников? Он должен перепроверять действия агентства?

По основным моментам, особенно на первых порах - обязательно! Если цена работников слишком низкая, значит, сотрудники работают без трудоустройства. Например, если вам субподрядчик предлагает разнорабочего за 100 рублей в час, значит, он будет работать «вчерную». «Белая» стоимость составляет минимум 130 рублей. «Легальные» сварщики не могут стоить меньше 300 руб. в час, кондитеры - 140-160 рублей, тогда как на «черном» рынке вам могут предложить их за 120 рублей. И так далее.

Но вовсе не обязательно знать наизусть все расценки. Достаточно убедиться, что агентство имеет аккредитацию, проверить трудовые договоры и дополнительные соглашения у работников, а также запросить у аутстаффера расчёт стоимости часа. Мы работаем с несколькими крупными федеральными компаниями, и они всегда просят экономику проекта. Сколько в заявленной сумме составляет заработная плата, сколько налоги, а сколько затраты на администрирование.

Разве работодатель не задается вопросом - а кому подчиняется этот сотрудник? Мне или руководителю агентства?

Это исключительно с непривычки. Субординация та же самая, система подчинения тоже. Вся разница только в ответственном лице за администрирование проекта. Хотя надо признать, что такая система все-таки защищает работника от произвола работодателя. Если в отношения вовлечена третья компания, сотрудников сложнее прессинговать. Ответственность работодателя повышается. Вообще, для крупных компаний это один из самых современных и удобных способов сравнительно малыми средствами поддержать свою репутацию как работодателя, а значит, и как делового партнера.

Надо учитывать и другие плюсы. Если оформленный в вашем штате сотрудник не выполнил свои обязанности, максимум, что вы можете сделать - лишить его премии. Неоспариваемую часть зарплаты – не меньше 10 тысяч рублей в случае, если он отработал полный производственный календарный месяц – вы ему выплатить обязаны в любом случае. Даже если он вышел на работу пьяный и сломал оборудование стоимостью несколько миллионов, вы все равно заплатить ему обязательную часть, а уже потом можете взыскивать через суд ущерб - объемом не больше его среднемесячной зарплаты, либо как определит суд.

Если же сотрудник у вас на аутстаффинге, вы можете совсем не оплачивать агентству его услуги. Все риски ложатся на аутстаффера, который должен был учесть их при расчете экономики зарплаты. И ущерб с юридического лица вы уже можете взыскать в полном объеме.

Кого, кроме «сезонных» или проектных специалистов, имеет смысл переводить на аутстаффинг?

На Западе через агентство частенько оформляются даже топ-менеджеры. Просто потому, что каждый занимается своим делом. Одни осуществляют проекты, другие их администрируют. Нам до таких масштабов еще далеко, но процесс идет. Наше агентство, например, активно участвует в тендерах Екатеринбурга, Тюмени, Дальнего Востока. Работаем и на юге страны, в Ростове–на–Дону. В этих регионах есть движение и, что для нас важно, развивается именно проектная работа. В период подготовки и проведения Олимпиады в Сочи, например, очень многие сотрудники были оформлены именно по системе аутстаффинга. На Челябинском рынке у нас есть опыт есть с французским заводом Лафарж, Газпромнефть – Урал (их отделения в Челябинске, Екатеринбурге, Новом Уренгое, Ханты- Мансийске), промышленная группа НЕКК, Южуралкартон, крупные энергетические компании, строительные, по изготовлению мебели, пищевое производство, сети АЗС, отделения Роспотребнадзора в Волгограде, Саратова, Владимире, Хабаровский край, Барнаул, Ростов–на–Дону и др. города

Некоторые предприятия оформляют таким образом специалистов на испытательный срок. А есть, кстати, и те, кто использует перевод сотрудника в штат основной компании как один из способов поощрения и мотивации. Конечно, это актуально для известных корпораций, трудоустройство в которых – вопрос престижа.

Но в первую очередь такая система удобна все-таки для проектных позиций или тех, где наблюдается высокая текучка. Колл-центр, зона рецепшн, служба администраторов. Аутстаффинг - это не разовая услуга, а постоянная совместная работа агентства и заказчика. Серьезный аутстаффер тщательно изучает брендбук и требования клиента, и берет на себя не только подбор и оформление кадров, но и обучение, адаптацию, обеспечение спецодеждой, составление графика смен и так далее. С плеч заказчика снимается огромный объем работы, он может сосредоточиться на стратегических вопросах, а в наши непростые времена это особенно важно.

Узнать подробнее о стоимости услуги аутстаффинга для вашей компании вы можете, позвонив по телефону 8(351)200-36-16 или отправив заявку на почтовый ящик tirs@tirs74.ru.