Статьи

Почему работодатели Челябинска не любят «удалёнку»?

Работа из дома стала для нашего рынка труда довольно распространённым явлением.

Такой формат работы изобретен давно. Первыми, кто начал его применять, были иностранные компания рынка FMCG (Марс, Нестле и т.д.). Они использовали вариант «home office» для менеджеров по продажам, которые развивали на своих территориях каналы дистрибьюции. Поскольку у таких сотрудников работа связана с большим количеством переговоров в различных городах и был разъездной характер работы, то офис им был не нужен. В 2002-2004 годах, когда наше агентство активно набирала разного уровня персонал для западных торговых компаний, 99% из них нанимались на условиях работы из homeoffice. Компании при этом компенсировали орг. технику, связь, расходные материалы, и пр. Затем в режиме «удалёнки» научились работать IT разработчики, связан бы этот процесс с развитием глобализации и переносом офисов разработчиков из стран запада в прочие страны, в которых поначалу труд айтишников был более дешёвым.

В нынешнее время специфика ИТ – бизнеса позволяет специалистам этой сферы работать из дома ровно по противоположной причине, чем у У этих сотрудников нет личных встреч, получать задачи и выполнять работу они могут, не отходя от компьютера. По этим же причинам подобную занятость активно используют в бухгалтерии.

Пандемия заставила многих работодателей обратить внимание на удаленный формат работы для своих сотрудников всех прочих специализаций Причин для этого было несколько:

  • самоизоляция работников
  • вынужденное сокращение издержек, связанных с арендой/использованием офисных помещений.

И ещё одна интересная причина. В связи с сокращением затрат московские и петербургские компании стали использовать более дешевую рабочую силу, нанимая специалистов на «удалёнку» из регионов России. Мы, рекрутеры, например, очень сильно почувствовали такие изменения в своей профессии, по нашим откликам, более 40% рекрутеров в период пандемии стали рассматривать работу только в удалённом формате, и никак не соглашаются «вернуться» в офис.

Так за 2 года пандемии в несколько раз увеличилось количество работников на удаленном типе занятости в таких профессиях как:

  • проектировщики
  • менеджеры по телефонным продажам
  • специалисты колл-центров
  • специалисты технической поддержки пользователей
  • smm-специалисты
  • рекрутеры
  • менеджеры по продажам (компаний –посредников на рынке продаж).

После пандемии, когда работодатели готовы были вернуть специалистов в офисы, оказалось, что больше 50% работников не хотят возвращаться к прежнему формату работы, им понравилась работа из дома. Основные плюсы, которые называли работники:

  • можно встать чуть позже, и не тратить утром время на то, чтобы привести себя в порядок;
  • не нужно тратить деньги на проезд, стоять в пробках;
  • можно работать в уютной обстановке, и удобной одежде;
  • если нужно что-то сделать по дому или для детей, то можно для этого найти время в течение дня;
  • не нужно соблюдать корпоративные стандарты и можно ограничить личное общение с коллегами.

Но всё не так однозначно. Оказалось, что не все сотрудники могут работать из дома. Если ещё полгода назад мы испытывали острейший кадровый голод при поиске офисных специалистов, потому что они хотели работать из дома, то сейчас мы наблюдаем обратную картину. Люди говорят, что наработались удаленно и готовы вернуться в офис. Они называют следующие причины:

  • неумение эффективно организовать свое рабочее время. Постоянно приходится отвлекаться на бытовые вопросы;
  • рабочий день становится безразмерным. Иногда задачи выполняются до 8-9 часов вечера;
  • не хватает общения с людьми. Хочется обменяться с кем-то опытом, задать профессиональный вопрос, а рядом никого из коллег нет;
  • желание одеть офисную одежду, привести себя в порядок и почувствовать деловую среду.

Работодатели традиционных сфер, особенно производственных компаний, в большинстве случаев реагируют пока негативно на желание сотрудников рассмотреть работу в формате «homeoffice».

Самый болезненный вопрос для них звучит так: как контролировать эффективность работы сотрудника из дома? И как выстроить коммуникации удобно для работодателя?

Эти вопросы решаемы.

Первое, что необходимо сделать – это сформулировать, каких результатов от сотрудника ждет компания, и создать подробный план действий (возможно, это сделает сам сотрудник и согласует с руководителем).

Второе - использовать ресурсы, которые позволяют контролировать, что и когда делает сотрудник. Такие инструменты сейчас есть, это различные IT–программы, есть и вполне недорогие.

Если говорить о том, как будет в дальнейшем развиваться рынок труда, то мы предполагаем, что удаленный формат работы прочно займет свое место, потому что:

  1. Часть сотрудников успешно справляется со своей работой в таком формате. Им так удобнее.
  1. Молодое поколение, которое выходит, и будет выходить на работу, предпочитают свободный график работы, и большая часть из них, чья профессия будет связана с офисной сферой, будет выбирать удалёнку.
  1. Несмотря на сложности, связанные с ИТ-разработками, всё же тенденция на автоматизацию большинства процессов будет развиваться, а это значит, что всё меньше будет процессов, где нужны будут только личное участие человека, и всё больше людей смогут работать удаленно.

Удаленный формат работы – это уже не вынужденная краткосрочная мера, а новая реальность.