Работодателям всё больше приходится подстраиваться под рынок труда
17.09.23Глобальные изменения последнего времени привели к феномену «ригидности» соискателей, то есть соискатели стали не охотно откликаться на предложения о смене работы. Согласно недавнему докладу ВЭШ, рабочая сила в целом в России стареет и сокращается, доля людей в возрасте до 40 лет в рабочей силе снизится с 42 до 37,4% к 2030 году. То есть к тенденции сокращения рынка труда присоединяется феномен отсутствия гибкости среди соискателей, и готовности рассматривать новые предложения.
Поэтому на первый план в управлении персоналом выходит факторы работы с мотивацией. Начиная с работы со смыслами. В чём смысл деятельности компании, ценности, которые двигает компания в мир, смысл услуги или продукта? Это всё сейчас волнует работников уже на входе в компанию. Ясность диалога и ответов на вопросы «Почему я работаю в этой компании, в этой должности, в этой команде, в этой сфере»? Заменяют с десяток процедур оценки мотивации сотрудников. Попробуйте провести такую кадровую работу со своими сотрудниками, ответы – готовая программа развития для каждого сотрудника, в том числе понимание «узких мест» в стратегии позиционирования компании.
Какие интересные инструменты мотивации мы встречаем в настоящее время?
В компаниях используют необычное или красивое название должности. Например, не уборщица, а менеджер по клинингу, или менеджер чистоты. Не менеджер по продажам, а менеджер заботы о клиентах, или менеджер проекта. Не сотрудница столовой, а кофе леди. Таким образом, повышается и престижность, и популярность должности. Особенно привлекательны должности в новом звучании для молодых соискателей.
Чай, кофе, сахар, сливки, печенье, конфеты будут отличным дополнением к рабочему дню. Как правило, сотрудники более лояльны к компании, если там есть возможность выпить чашку горячего кофе с коллегами за счёт компании. Конечно, «такие плюшки» не новые, но вполне работающие. Хороший кофе и приветливый настрой руководителя ещё много привнесёт в развитие персонала!

Бонусы за «выслугу» лет в компании. Человеку всегда приятно получить дополнительный бонус в виде премии, или сертификата на поездку за лояльности и долгосрочность работы в компании.
Приветственный бонус или «welcome» бонус уже давно не новый инструмент, но успешно работающий в случае, когда необходимо привлечь важного сотрудника раньше, чем он дождётся своего премиального бонуса на настоящем месте работы. Такой опыт применяли сначала для руководителей, которые не готовы были покидать свои компании раньше, чем получат свой годовой бонус. Новые работодатели готовы были компенсировать такие финансовые потери работника при переходе, и выплачивали «приветственный бонус» при переходе. Сейчас эта практика мотивации «на переход» активно используется в IT-отрасли, в любых «цифровых» специальностях. Конечно, речь идёт о таком сотруднике, компетенции которого подтверждены, и вклад которого для нового работодателя однозначен.

Прибавка к зарплате в виде лотереи. Одна крупная японская компания прекратила все споры о ежегодной прибавке к зарплате с помощь игральных костей. Сотрудники кидают кости на удачу: прибавка к зарплате может составлять от 1 до 6%. Таким образом у сотрудников просыпается азарт, все ловят удачу и никто не в обиде.

Конкурсы по интересам. Между сотрудниками можно устраивать соревнования в виде спортивных событий, или интеллектуальных игр. Это сплачивает коллектив, и позволяет каждому работнику расслабиться, и показать себя с другой стороны. Например, между коллегами можно устроить спортивный заход. Кто пройдёт больше всех шагов за месяц, тот получит + 1 день отпуска. Вообще, довольно часто сейчас встречается мотивация на физическую культуру: сотрудникам оплачиваются спортивные абонементы, оздоровительные программы, или вообще в офисном здании открываются собственные спортивные залы.
Компенсация сотрудников за домашних животных. Если у кого- то есть домашние животные, то компания может раз в пол года делать мини подарки для питомцев или выдавать денежную премию. Таким образом компания помогает заботиться о питомце и прививает любовь к животным. И сотруднику приятно, и хвостиков можно порадовать. Наша рекрутинговая компания «Тирс» вот уже 6 лет сотрудничает с Фондом зоозащиты «Спаси меня» Карена Даллакяна. Среди совместных проектов: концерт в честь тигра Жорика на 600 зрителей, 4 выигранных гранта на развитие «Школы зооволонтёров», проведённый форум зооволонтёров на 200 человек, спасение медвежат – сирот, ведение GRотношений и природоохранными структурами. Несколько сотрудников пришли в нашу компанию именно потому что увидели в наших соц. сетях работу по защите животных!

Если команда сотрудников справилась с какой- то сложной задачей, или перевыполнила план продаж, то можно "закрепить" результат, и всем вместе сходить на мероприятие на выбор. Например, мозгобойня, боулинг, шашлыки на природе, каток на коньках или заказать суши/пиццу в офис.
Ну и всегда можно спросить самих сотрудников, а чего им не хватает? Что бы они хотели в компании. Ведь обратная связь от сотрудников очень важна! Желаем всем процветания!