Статьи

Руководитель компании творец, а не просто инвестор

Эксклюзивное интервью Екатерины Карпенко для журнала «Управление персоналом», май 2020.

Кого из специалистов лидерам придется сегодня “срубить” как любимый и выращиваемый годами “вишневый сад” (с жалостью и с сожалением)?

Когда рубят «вишнёвый сад», который был возделан с любовью, то испытывают сожаление ко всему саду, к каждому взрослому дереву, и к каждой молодой поросли, потому что каждое растение в нём было продумано, поливалось, лечилось от болезней, оберегалось от заморозков и насекомых. Если руководитель компании творец, не просто инвестор, которому интересно изучать растущие рынки, и который видит за отраслью только цифры инвестиций, то творцу жаль свой сад как сущность бытия, как детище. Есть сейчас компании, которые «рубят весь сад», и рубить им приходится быстро, а это значит, что весь персонал для начала отправлен в отпуска, затем кадры будут уволены по собственному желанию, и если они хотят компенсаций, то они будут получать их через суд. Несмотря на то, что сейчас введён мораторий на банкротства, они, тем не менее, начнутся позже, и тогда точно период получения компенсаций персоналом затянется, вплоть до окончания всей процедуры банкротства. И если у компании нет ликвидности, то в настоящее время даже через судебные процедуры персонал не сможет получить компенсации. Если рынок компании остался, но при этом упал от 30% до 90%, то чаще всего увольняются те, кто выполнял вспомогательные функции, поддерживающие, обеспечивающие, и все те, чью деятельность можно перенести в аутсорсинг. До последнего собственники постараются сохранить топ-менеджеров, причём тех, кто многофункционален, кто может совмещать несколько должностей и функций, кто имеет положительную историю виденья новых направлений, умеет быстро и резко принимать решение, вести кризисные переговоры не только с сотрудниками, но и гос. органами, силовыми структурами. С такими топ-менеджерами собственники готовы создать партнёрские отношения, давать им долю в бизнесе. Поэтому, если вы занимаете сейчас должности условно «процессными», проектировщики, рекламные и маркетинговые специалисты, сотрудники кадровой службы и бухгалтерии, колл-центра, продавцы-консультанты в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, рекомендую срочно искать работу.

Куда смогут пойти трудиться специалисты и топы обанкротившихся в апреле фирм? Кто их ждёт?

Банкротства в широком смысле в апреле не будет, они начнутся позже, когда будет снят мораторий. С другой стороны, рыночный кризис начался давно, и уже в 2019 году потребительские рынки, рынки услуг, развлечений, автомобильный сектор, сектор недвижимости почувствовали наступление кризиса, поэтому есть текущие процедуры банкротств. Те, кто сейчас находится в отпуске за свой счёт, будет уволен и надо искать работу. Прежде всего следить за инфо повесткой федеральных каналов министерств промышленности, экономического развития и здравоохранения. Из последнего – более 5,2 млрд рублей выделено на производство реанимобилей, более 2,5 млрд на лизинг для компаний каршеринга. Это значит, что в тех отраслях, где будет происходить федеральное инвестирование, там и будут рабочие места, даже в увеличенном спросе. Сейчас на 200% а то и 300% загружены швейные предприятия, предприятия по производству защитных медицинских костюмов и масок, наблюдается всплеск разработок программ по дистанционной коммуникации, усовершенствование уже имеющихся, мобильных приложений, а ведь этим компаниям нужны не только непосредственно разработчики, а и организаторы процессов, сопровождение PR программами, рекламой, финансами, мотивацией и организацией кадрового процесса. А значит будут востребованы финансисты, рекламщики, кадровые сотрудники. Только от них потребуются новые навыки, умения и особая гибкость применения форм менеджмента. По-прежнему высокая потребность в специалистах всех уровней в сельском хозяйстве, робототехнике, образовании, обучении и повышении квалификации, в их дистанционном виде, что, несомненно, двигает развитие новых форм образования.

Как поступят лидеры компаний сокращая издержки? Какие расходы первыми сократят компании (офисы, энергию, проекты новые, персонал)?

Сокращается всё, что не позволит работать в «0», как минимум. Потому что быстрое или медленное накопление издержек – это путь к банкротству. Те бизнесы, которые сейчас работают с прибылью, отрабатываю гос.заказ, или используют волну «коронакризисных» потребностей, не факт, что так будут работать через пару месяцев, поэтому сокращают издержки все. Сокращаются все постоянные издержки в первую очередь – офисные площади, хозяйственные нужды, фонд оплаты труда, доставка персонала, численность, штатные единицы, время занятости сотрудников, обучение, рекламные затраты, дивиденды, и так далее. Опытные предприниматели не сокращают издержки медленно, они уже сделали все возможное в апреле, и сейчас получают консультации у специалистов по банкротству, на всякий случай, ищут инвесторов, либо способы как перекредитоваться, продать бизнес на перспективу будущего развития, и так далее. «Тянуть нельзя сокращать»- каждый предприниматель уже поставил для себя запятую однозначно.